
Задержка речевого развития
Задержка речевого развития(ЗРР) — характеризуется более поздними, по сравнению с нормой, темпами усвоения родного языка, детьми младше 3-х лет. Этим термином обозначают речевые нарушения у детей до трёхлетнего возраста. Интеллект и понимание речи при ЗРР сохранены.
ЗРР чаще всего встречается у мальчиков, чем у девочек, так как межполушарные отделы мозга развиваются по разному.
Нормы развития речи
Самая первая «речь» ребёнка — это плач, как только он появился на свет. Здесь участвуют самые главные органы речевого аппарата: артикуляционные, дыхательные и голосовые. Уже здесь опытный врач неонатолог сможет определить всё ли в норме, он обратит внимание на время первого крика, он должен быть в течении первой минуты после рождения, также громкость и звучание крика.
Дальше идёт самый важный период — подготовительный (предречевой) — это первый год жизни малыша. Здесь малыш проходит несколько этапов :
- Гуление: в норме наступает примерно в 1,5 — 2 месяца
- Лепет : в норме в 4-5 месяцев у малыша начинается лепет
- Лепетные слова : с 8 месяцев
- Первые слова : у девочек обычно в 9-10 месяцев, а у мальчиков ближе к году.
Если все эти этапы были в порядке, то в норме малыш в 1 год может говорить примерно около 10 односложных слов (мА-мА, па-па, и т.д.).
Дальше идёт период с 1- 2 лет, здесь ребёнок активно накапливает свой пассивный словарь, всё больше понимает, но сказать пока не всё получается. Поэтому так важно в этот период, как и в любой другой, очень много с ретенком разговаривать, обо всём что он видит.
В возрасте 1,6-1,8 г., у ребёнка начинают появляться двухсложные слова (пока, вода, деда и т. д.). Поэтому этом периоде малыша может «прорвать» на слова, то что он так копил в своём пассивном словаре, начинает появляться в его активном словаре, и малыш начинает активно пользоваться этими словами. «Прорвать» на слова может и чуть позже, примерно в 2 года ,в этом ничего страшного нет, в этом возрасте детки очень быстро догоняют своих сверстников, и даже перегоняют.
В 2 года у ребёнка начинает появляться фразовая речь. Для фразовой речи нужны обязательно глаголы, поэтому в норме, к 2 годам появляются в речи ребёнка и глаголы (мама дай, папа ди(иди), дай воды и т. д.). Активный словарь ребёнка насчитывает примерно 50 слов.
В 2,5 года ребёнок уже может составлять предложения, состоящие из 3-4 слов, использует примерно 250 слов в своём активном словаре.
С 3-х до 4-лет ребёнок говорит развёрнутыми предложениями, усваиваются грамматические формы, использует слова с изменением по числам и родам, употребляет правильно прилагательные, местоимения, наречия. Активный словарь к 4 годам состоит из 1500 тысячи слов.
Признаки ЗРР:
- Мало гулит и лепечет, очень тихий ребёнок, который мало издаёт звуков.
- Малыш в 4 месяца не реагирует на общение близкого ему человеку, не улыбается, не показывает комплекс оживления.
- Первое слово появилось только после года.
- В 1,5 года не понимает простых просьб, не отзывается на свое имя. Не пытается повторять слова за взрослым.
- Активный словарь формируется слишком медленно.
- Отсутствие фразовой речи в 2,5 года.
- Ребенок пользуется только жестами и мимикой, чтобы объяснить что ему необходимо.
Если вы заметили у вашего ребенка отклонения от каких то норм, или какой то из этих признаков, то лучше надо обратиться к специалисту. Правильно оценить речь вашего ребёнку могут педиатр, невролог, логопед и детский психиатр.
Причины задержки речевого развития
Вызвать задержку в развитии речи могут биологические факторы (органические нарушения) и психологические (педагогическая запущенность).
Рассмотрим несколько основных биологических причин :
- Задержка речи у нормально развивающегося ребенка иногда может быть вызвана нарушениями слуха (тугоухость). Слух очень важен для правильного развития малыша, поэтому важно, если вы заметили какие то подозрения на сниженный слух у ребёнка, проверить у специалиста.
- ППЦНС (перенаталтное поражение центральной нервной системы). Это может быть связано с гипоксией во время беременности, родовые травмы, недоношеннсть.
- Инфекционные заболевания в раннем возрасте: черепно — мозговые травмы, ядерная желтуха у новорождённых, частые инфекции, которые ослабили имуннитет ребёнка.
- Наследственнный фактор также играет роль: если кто то из родителей начал поздно говорить, то может и ребёнок поздно заговорить.
Часто ЗРР появляется после заболеваний связанных с мозговыми оболочками. Также как прошли роды, не было ли асфикии, родовых травм.
Социальные факторы — это психологические причины задержки речевого развития:
- Педагогическая запущенность — с ребёнком с рождения мало разговаривают, уделяют недостаточно внимания и воспитания, не занимаются ребёнком.
- Тяжёлая психическая травма в раннем возрасте, постоянные стресссовые ситуации
- Невостребованность речи — ребёнка слишком опекают, и угадывают все его желания наперёд, зачем ему стараться говорить, если мама и так знает что ему нужно.
- Билингвизм — если семья двуязычная, то ребёнку трудно освоить сразу два языка, из за чего возникает задержка речи.
Также отмечаются сочетание, сразу нескольких факторов различного происхождения в задержки развития речи у детей.
Диагностика ЗРР
Если вы или ваш врач подозреваете, что у вашего ребенка есть проблемы, раннее обследование у логопеда и детского невролога имеет решающее значение. Конечно, если в конце концов окажется, что никаких проблем нет, оценка может облегчить ваши переживания.
При проведении оценки логопед будет рассматривать речевые и языковые навыки ребенка в контексте общего развития. Помимо наблюдения за вашим ребенком, логопед будет проводить стандартизированные тесты и шкалы, а также искать вехи в развитии речи и языка.
Логопед также оценит:
- то, что понимает ваш ребенок (называется рецептивным языком)
- то, что ваш ребенок может сказать (называется экспрессивным языком)
- если ваш ребенок пытается общаться другими способами, например, указывая, качая головой, жестикулируя и т. д.
- развитие звука и ясность речи.
- орально-моторный статус вашего ребенка (как у ребенка рот, язык, небо и т. д., работать вместе для речи, а также есть и глотать)
Если логопед обнаружит, что ваш ребенок нуждается в логопедической терапии, ваше участие будет очень важным. Вы можете наблюдать за сеансами терапии и научиться участвовать в этом процессе. Логопед также будет давать домашние задания, которые необходимо будет выполнять дома с ребёнком. Только при совместной работе логопеда и родителей можно добиться хорошего результата.
Оценка, проведенная логопедом, может обнаружить, что ваши ожидания просто слишком высоки. Учебные материалы, описывающие этапы и этапы развития, могут помочь вам взглянуть на своего ребенка более реалистично.
Что могут сделать родители
Как и многое другое, развитие речи-это смесь природы и воспитания. Генетическая структура будет, в частности, определять интеллект и развитие речи и языка. Однако многое зависит от окружающей среды. Адекватно ли стимулируется ребенок дома или в детском саду? Существуют ли возможности для обмена информацией и участия? Какую обратную связь получает ребенок?
Когда речь, язык, слух или проблемы развития действительно существуют, раннее вмешательство может обеспечить помощь, в которой нуждается ребенок. А когда вы лучше поймете, почему ваш ребенок не разговаривает, вы сможете научиться стимулировать развитие речи.
Вот несколько общих советов, которые можно использовать в домашних условиях:
- Проводите много времени в общении с ребенком, даже в младенчестве-разговаривайте, пойте, поощряйте подражание звукам и жестам.
- Читайте ребенку, начиная с 6 месяцев. Вам не нужно заканчивать целую книгу, но ищите подходящие по возрасту мягкие или настольные книги или книги с картинками, которые поощряют детей смотреть, пока вы называете картинки. Попробуйте начать с классической книги. Позже пусть ваш ребенок укажет на узнаваемые картинки и попробует назвать их. Затем переходите к детским стишкам, которые имеют ритмическую привлекательность. Переходите к предсказуемым книгам (таким как «Косолапый мишка»), которые позволяют детям предвидеть, что произойдет. Ваш малыш может даже начать запоминать любимые истории.
- Используйте повседневные ситуации, чтобы укрепить речь и язык вашего ребенка. Другими словами, говорите о своем пути в течение дня. Например, назовите продукты в продуктовом магазине, объясните, что вы делаете, когда готовите еду или убираете комнату, укажите на предметы вокруг дома, а когда вы едете, укажите на звуки, которые вы слышите.
- Задавайте вопросы и признавайте ответы вашего ребенка (даже если они трудны для понимания).
- Говорите просто, но никогда не используйте «детский лепет».
Независимо от возраста вашего ребенка, распознавание и лечение проблем на ранней стадии является лучшим подходом, чтобы помочь с речевыми и языковыми задержками. При правильной терапии и времени ваш ребенок, вероятно, будет лучше общаться с вами и остальным миром.

Дизартрия! Что это?

Потеря слуха
Вам также может понравиться

Недостаток кальция
18.02.2020
Боль в спине при беременности
30.01.2020